фото

Ноты древних распевов



Азбука демественного пения

1 | 2 | 3 | 4

Азбука демественного пения

31
Начертание ключем без линии со статиею

Азбука демественного пения

32
Начертание ключем без линии со статиею

Азбука демественного пения

33
Демественные мелодии

Азбука демественного пения

34
Демественные мелодии

Азбука демественного пения

35
Оглавление

1 | 2 | 3 | 4

Начертание названий на знаменах

К числу важнейших составных знамен следует отнести прежде всего такие, как кулизма и паук великий. Каждое из названных знамен состоит из трех самостоятельных знамен, помещаемых в азбуках в отдельности и имеющих, каждое, свое певческое значение. Так, кулизма состоит из полкулизмы, статьи закрытой малой и статьи простой, а паук великий—из статьи закрытой малой, статьи простой и собственно паука. Кулизма и паук великий являются наиболее сложными образованиями (если не считать немки со стрелой, о которой будет сказано в другой связи, так же как и о стреле поездной). Многочисленны более простые случаи. Так, хамила состоит из двух запятых и чашки, дербица — из двух запятых и палки, сложития с запятой — из сложитии и запятой, и т. п.

Разделение знамен пометного времени на самостоятельные, подчиненные и составные было уже отмечено В. М. Металловым, но без указания на то, что это разделение свойственно не одному XVII веку и коренится значительно глубже. Несомненно, что образование составных знамен было одним из приемов, облегчавших усвоение знаменной семейографии, и если в древнейших азбуках мы не находим об этом ни одного слова, то потому, что первоначальные азбуки были в значительной степени, если не полностью, тем, что принято называть «наглядным пособием», и пользование ими должно было сопровождаться изустным объяснением преподавателя пения. Усвоение законов образования составных знамен вряд ли могло в старину (как и теперь) вызывать сколько-нибудь значительные затруднения, а потому эти законы и не нашли отражения в азбуках в письменной форме. Более подробно о том, как и в каких формах происходило образование составных знамен, мы не будем здесь говорить, так как потребовалось бы привлечь большое количество рядовых рукописей.

Рассмотрим еще одно знамя — статью со змийцей, обратившись снова к азбуке XV века. В этой азбуке, сразу после параклита, следует сочетание статьи и змийцы, однако ему соответствует наименование змиица. Заметим, кстати, что на том же месте на верхней строке рукописи находится отдельная змийца, без статьи простой. В первый раз она расположена над последним самостоятельным слогом в слове «прияшя» и во второй раз — на втором слоге слова «ризы». Из этого видно, что змийца без статьи тогда имела самостоятельное певческое значение и уже позже вошла в составное знамя как его часть. Самостоятельность змийцы, впоследствии утраченная ею, подтверждается и примером, где она показана вне сочетания со статьей простой и тоже поименована «змейцей». Итак, в одном случае змийца существует как самостоятельное знамя (такого рода змийцу в дальнейшем мы будем называть отдельной змийцей). В другом случае отдельная змийца образует вместе со статьей составное знамя. В обоих случаях, однако, наименование знамени остается одним и тем же — «змиица» (или «змеица»). Змийца принадлежит к числу тех знамен, начертания и наименования которых вырабатывались в течение длительного времени. Это подтверждается азбуками, дающими разные виды начертаний и названий этого знамени.

Однако важно не то, по скольку различных начертаний имеет знамя, а то, что для приведенных знамен нельзя указать единого начертания, закрепленного за ними во всех азбуках. Мало того, иной раз отдельные начертания совпадают, несмотря на то, что имеют разные наименования,— например, у стрел повод- ной и поездной. Стрела поездная, в частности, дает наибольшее число графических разночтений; здесь обращает на себя внимание применение, при том же названии, различных отдельно существующих видов стрел — громной, светлой, поводной и мрачной. Стрела с крыжом в некоторых рукописях носит название стрелы с полукрыжом, а крыж именуется крыжом с запятой} Таким образом, рассмотрение какого-либо знамени в певческой рукописи далеко не всегда дает уверенность в том, что о нем можно в азбуке найти нужные сведения, руководствуясь только его начертанием или только его наименованием.





Lightbox

При просмотре полноформатных работ в галерее Lightbox, переход к следующей или предыдущей странице происходит при нажатии на правую или левую область снимка, но, для работы с галереей, вначале необходимо полностью загрузить страницу



УВЕЛИЧИТЬ/
Сохранить книгу


Для сохранения азбуки с высоким разрешением, в открывшемся окне, нажмите на рисунок правой кнопкой мыши и выберите "Сохранить изображение (рисунок)..."




























фото
фото
Рекомендуемые разрешения монитора - 1280x1024 и 1024x768
© Notes.Zachalo.Ru, 2009-2015 гг.
фото