К числу важнейших составных знамен следует отнести прежде всего такие, как кулизма и паук великий. Каждое из названных знамен состоит из трех самостоятельных знамен, помещаемых в азбуках в отдельности и имеющих, каждое, свое певческое значение. Так, кулизма состоит из полкулизмы, статьи закрытой малой и статьи простой, а паук великий—из статьи закрытой малой, статьи простой и собственно паука. Кулизма и паук великий являются наиболее сложными образованиями (если не считать немки со стрелой, о которой будет сказано в другой связи, так же как и о стреле поездной). Многочисленны более простые случаи. Так, хамила состоит из двух запятых и чашки, дербица — из двух запятых и палки, сложития с запятой — из сложитии и запятой, и т. п.
Разделение знамен пометного времени на самостоятельные, подчиненные и составные было уже отмечено В. М. Металловым, но без указания на то, что это разделение свойственно не одному XVII веку и коренится значительно глубже. Несомненно, что образование составных знамен было одним из приемов, облегчавших усвоение знаменной семейографии, и если в древнейших азбуках мы не находим об этом ни одного слова, то потому, что первоначальные азбуки были в значительной степени, если не полностью, тем, что принято называть «наглядным пособием», и пользование ими должно было сопровождаться изустным объяснением преподавателя пения. Усвоение законов образования составных знамен вряд ли могло в старину (как и теперь) вызывать сколько-нибудь значительные затруднения, а потому эти законы и не нашли отражения в азбуках в письменной форме. Более подробно о том, как и в каких формах происходило образование составных знамен, мы не будем здесь говорить, так как потребовалось бы привлечь большое количество рядовых рукописей.
Рассмотрим еще одно знамя — статью со змийцей, обратившись снова к азбуке XV века. В этой азбуке, сразу после параклита, следует сочетание статьи и змийцы, однако ему соответствует наименование змиица. Заметим, кстати, что на том же месте на верхней строке рукописи находится отдельная змийца, без статьи простой. В первый раз она расположена над последним самостоятельным слогом в слове «прияшя» и во второй раз — на втором слоге слова «ризы». Из этого видно, что змийца без статьи тогда имела самостоятельное певческое значение и уже позже вошла в составное знамя как его часть. Самостоятельность змийцы, впоследствии утраченная ею, подтверждается и примером, где она показана вне сочетания со статьей простой и тоже поименована «змейцей». Итак, в одном случае змийца существует как самостоятельное знамя (такого рода змийцу в дальнейшем мы будем называть отдельной змийцей). В другом случае отдельная змийца образует вместе со статьей составное знамя. В обоих случаях, однако, наименование знамени остается одним и тем же — «змиица» (или «змеица»). Змийца принадлежит к числу тех знамен, начертания и наименования которых вырабатывались в течение длительного времени. Это подтверждается азбуками, дающими разные виды начертаний и названий этого знамени.
Однако важно не то, по скольку различных начертаний имеет знамя, а то, что для приведенных знамен нельзя указать единого начертания, закрепленного за ними во всех азбуках. Мало того, иной раз отдельные начертания совпадают, несмотря на то, что имеют разные наименования,— например, у стрел повод- ной и поездной. Стрела поездная, в частности, дает наибольшее число графических разночтений; здесь обращает на себя внимание применение, при том же названии, различных отдельно существующих видов стрел — громной, светлой, поводной и мрачной. Стрела с крыжом в некоторых рукописях носит название стрелы с полукрыжом, а крыж именуется крыжом с запятой} Таким образом, рассмотрение какого-либо знамени в певческой рукописи далеко не всегда дает уверенность в том, что о нем можно в азбуке найти нужные сведения, руководствуясь только его начертанием или только его наименованием.
Lightbox
При просмотре полноформатных работ в галерее Lightbox, переход
к следующей или предыдущей странице происходит при нажатии
на правую или левую область снимка, но, для работы с галереей, вначале необходимо полностью загрузить страницу
Для сохранения азбуки с высоким разрешением, в открывшемся окне, нажмите на рисунок правой кнопкой мыши и выберите "Сохранить изображение (рисунок)..."